Когда российская компания планирует внедрить PIM-систему, чаще всего выбор сводится к двум «претендентам»: Pimcore и Brandquad. Маркетинговые обещания у обеих систем одинаковые: они помогут навести порядок в данных о товарах, уменьшат долю ручного труда и поспособствуют увеличению объёма продаж. Но…
Настоящие (и часто ключевые для бизнес-заказчика) различия находятся глубже. О них не всегда готовы говорить интеграторы, да и на сайтах вендоров не обо всём можно найти информацию. Но именно эти отличия и особенности систем в конечном счёте повлияют на то, насколько эффективным будет внедрение и принесёт ли PIM-система ожидаемые результаты.
Внедряя PIM-системы с 2020 года, мы каждый день встречаемся с представителями бизнеса и отвечаем на их вопросы о функциях и нюансах популярных PIM-систем. В этой статье эксперты KT.Team собрали информацию о тех аспектах PIM, на которые обращают внимание наши клиенты. Это поможет сделать выбор системы более прозрачным и эффективно использовать бюджет на внедрение PIM и DAM.
Дисклеймер: на что смотрим, анализируя PIM-систему
Выбирая параметры сравнения, мы учитывали цели внедрения PIM-системы, которые компании обычно ставят перед собой. Достижение этих целей становится маркером эффективности вложенных в PIM средств.
PIM-система должна навести порядок в данных о товарах. Это значит, что в ней должна централизованно храниться вся существующая информация о товарах, карточки не должны дублироваться, информация должна быть полной и достоверной.
PIM-система должна способствовать повышению метрик в продажах: количество покупателей, средний чек, дополнительные продажи, повторные продажи и т. д.
Пользователи PIM-системы должны легко освоить её функции, не путаться в кнопках и разделах.
PIM-систему можно легко интегрировать с уже существующими системами. Для этого не надо писать сложные и плохо поддерживаемые интеграции на редком стеке.
PIM-систему можно доработать с учётом особенностей бизнес-процессов в компании. Например, у одного из клиентов KT.Team PIM-системой пользуются сотрудники нескольких дирекций и десятков отделов. Кто-то вносит данные о новых продуктах, кто-то обогащает карточки продуктов медиафайлами, кто-то формирует маркетинговую информацию и принимает решения на основе аналитики и т. д. Каждая из позиций должна иметь доступ к своему пулу данных и только на конкретном этапе жизненного цикла продукта.
PIM-система должна соответствовать требованиям по безопасности, которые существуют в компании. Для одних компаний принципиально, чтобы ядро системы находилось на собственных серверах, в других использование решений формата SaaS (сокр. от англ. software as a service, рус. «программное обеспечение как услуга») допустимо.
Исходя из этих параметров, мы составили краткий план для обзора Pimcore и Brandquad:
- набор функций из коробки (что PIM может «закрыть» сразу после внедрения, а что команде разработки придётся дописывать с учётом особенностей ваших бизнес-процессов);
- какие дополнительные функции, влияющие на продажи и маркетинг, можно подключить к системе;
- каким образом можно интегрировать PIM-систему с уже существующим IT-контуром — есть ли готовые API;
- где можно разместить систему (в облаке или на собственных серверах);
- возможны ли доработки, если коробочного решения недостаточно;
- сколько стоит владение системой (лицензии, место в облаке, дополнительные пользователи, дополнительные функции).
Обзор платформы Brandquad
Экосистема продуктов для работы с данными о товарах. Включает модули PIM, DAM, DSA (сокр. от англ. digital shelf analytics, рус. «аналитика для управления цифровой полкой»), e-commerce-аналитики, дистрибуции данных.
Одним из основных языков интерфейса Brandquad является русский, есть инструкции и поддержка на русском языке. Поэтому русскоязычные пользователи легко осваивают платформу.
Базовые функции, доступные из коробки
У Brandquad есть два коробочных тарифа: PIM и PIM Lite. Набор базовых функций в них отличается.
В версиях Brandquad PIM и PIM Lite доступны:
- настраиваемые карточки товаров;
- автоматическая валидация данных, оценка качества заполнения карточек товаров;
- дерево товарных категорий;
- массовый импорт данных;
- модуль для настройки бизнес-процессов согласования документов (с ограничениями);
- система мониторинга карточек товаров на сайтах ретейлеров;
- транскрипция атрибутов для трансляции на англоязычные сайты.
Следующие сервисы и функции присутствуют только в полной версии Brandquad PIM:
- инструментарий DAM;
- построение информационных моделей продуктов;
- связи между товарами (например, для дополнительных продаж);
- настройка разных уровней доступа к карточкам и бизнес-процессам по ролям;
- неограниченное количество публичных каталогов (в версии PIM Lite — только один);
- передача каталога товаров на каналы продаж (только в рамках функциональности готового API; всё, что не входит в возможности этого API, нужно дополнительно заказывать в Brandquad).
Бизнес-пользователи отмечают, что в Brandquad хорошо реализованы поиск товаров и их фильтрация; в Pimcore, о которой мы будем говорить в следующей части статьи, эти функции менее удобны и точны.
Кастомная выгрузка отчётов или подборок товаров по атрибутам, напротив, не реализована. Чтобы получить эти функции, нужно заказать соответствующую доработку у вендора.
Дополнительные функции Brandquad, которые помогают увеличить объём продаж и улучшить маркетинговые процессы
Публичный каталог — виртуальная витрина с пользовательским интерфейсом, синхронизированная с PIM. Позволяет показать каталог или подборку товаров любому количеству клиентов, а также передать информацию о товарах через API, рассылки или ручным экспортом непосредственно из каталога в форматах CSV, PDF, XLSX, XML.
Модуль e-commerce-аналитики собирает информацию о ценах, отзывах, рекламных акциях более чем с 300 площадок как по компании, так и по конкурентам.
BuyButton — виджет, который можно подключить к сайту (если он не является интернет-магазином) или соцсетям компании. Кнопка (или набор кнопок, если ваш товар представлен на нескольких площадках) позволит покупателю перейти к карточке товара на удобном для него канале продаж.
Плагины для взаимодействия с Adobe Photoshop, Adobe InDesign, Figma — повышают качество работы с медиаактивами и метаданными.
Алгоритмы дистрибуции данных на онлайн-площадки — автоматизированные алгоритмы, основанные на машинном обучении, которые преобразуют весь необходимый контент в формат каждого розничного продавца или партнёра: от наименований продуктов и маркетингового описания до разрешения изображений и заголовков файлов.
Варианты размещения
Brandquad распространяется только по модели SaaS — компания получает доступ к своему пространству на серверах Brandquad.
Возможности доработки
Brandquad имеет закрытый код, доступ к которому есть только у компании-вендора. Любые доработки возможны только через feature request; собственная IT-команда или подрядчик могут помочь только с настройкой базовых функций. Срок исполнения feature request зависит от бэклога и планов развития продукта команды Brandquad.
Возможности интеграции
В полной версии системы доступен готовый API для интеграции с «1С», SAP, сайтом и т. д. Но набор атрибутов и форматов, которые можно передать через этот API, ограничен. Чтобы передавать нестандартный набор атрибутов, необходимо заказать соответствующую доработку API у вендора.
Стоимость лицензий
Коммерческое предложение от Brandquad составляется индивидуально. Ежегодная сумма платежей зависит от версии системы, требуемых ресурсов, количества пользователей. Так, например, один из клиентов KT.Team с каталогом на 125 тыс. артикулов платил 5 млн руб. в год.
Каким компаниям подойдёт Brandquad
Компаниям с линейной структурой карточки товара и небольшим количеством зависимостей. Компаниям с простым каталогом товаров. Компаниям, процессы управления товарами в которых уже устоялись и меняются минимально, а процессы согласования карточек и категорий просты и коротки.
Brandquad подойдёт, если вам нужно быстро запустить систему управления товарами или цифровыми активами и организовать оперативную выгрузку информации на маркетплейсы и в электронные каталоги.
Обзор платформы Pimcore
Многофункциональная платформа, которая давно вышла за пределы PIM. Сейчас Pimcore включает модули PIM, MDM, DAM, DXP (сокр. от англ. digital experience platform, рус. «платформа для работы с цифровым опытом покупателей»), DCF (сокр. от англ. digital commerce framework, рус. «фреймворк для работы с электронной коммерцией»). Используя один или несколько из этих модулей, компания может настроить наглядное представление достоверной информации не только о товаре, но и о связанных с ним активах, а также о покупателях.
Базовые функции, доступные из коробки
Во всех версиях Pimcore (Community Edition PaaS и on-prem, Enterprise Edition, Unlimited Subscription) доступны следующие функции:
- каталоги товаров любой сложности и с любой взаимозависимостью;
- построение карточек товаров с любой логикой и информационной моделью;
- связь со справочниками значений по цветам, размерам, материалам и т. д.;
- поля с вычисляемыми значениями (использование математических формул или составные значения);
- связь с медиаактивами;
- валидация карточек и данных;
- построение workflow (бизнес-процессов) работы с информацией о товарах — от линейных до сложных;
- интеграция с внешними системами и приложениями;
- публикация на каналах продаж;
- поддержка многоязычности и ИИ-перевод содержимого карточек;
- связь между товарами (аналоги и дополнительные продажи).
Только в платных версиях Pimcore:
- PXM (сокр. от англ. product experience management, рус. «управление взаимодействием с продуктом»);
- PDS (сокр. от англ. product data syndication, рус. «распространение данных о продукте») — аналитический инструмент, который позволяет увеличивать объём продаж и улучшать покупательский опыт через более чем 2500 каналов;
- CDP (Customer Data Platform);
- построение альтернативных иерархий и древ категорий (полезная фича, если с товаром работают сразу несколько отделов, для каждого из которых важна своя логика каталога и карточки товара);
- интеграция с продуктами Adobe и Microsoft.
Дополнительные функции Pimcore, которые помогают увеличить объём продаж и улучшить маркетинговые процессы
Customer Data Platform (только в платных on-premise-версиях) — собирает данные об активности клиентов на разных каналах продаж. Позволяет составить портрет клиента, точнее сегментировать аудиторию, унифицировать профили пользователей, автоматизировать часть маркетинговых задач для персонализации контента.
Digital Commerce Framework (только в on-premise-версиях) — фреймворк для построения автоматизированной омниканальной B2C-коммерции.
Digital Experience Platform — headless-платформа для централизованного управления контентом для нескольких сайтов на разных языках и с разными целевыми аудиториями. Берёт на себя задачи широкого спектра: от создания и адаптации контента до аналитики и оптимизации цифрового опыта клиентов.
Варианты размещения
Любой тариф Pimcore предлагает варианты размещения в облаке и on-premise. Но необходимо учитывать, что некоторые функции реализованы только в on-premise-версиях Pimcore.
Возможности доработки
Pimcore — платформа с открытым кодом, написанная на фреймворке Symfony. Доработать платформу под уникальные процессы и особенности бизнеса сможет любая IT-команда, знакомая со стеком. У IT-интеграторов, в портфеле которых есть несколько кейсов по внедрению Pimcore, могут быть готовые бандлы (уникальные доработки кода) под задачи и особенности бизнес-процессов вашей компании.
В целом Pimcore достаточно гибка, она включает множество микросервисов и инструментов под разные бизнес-задачи.
Например, у одного из клиентов KT.Team — производителя сантехники и товаров для ванных комнат — структура каталога подразумевала создание 300 классов (справочников, на которые ссылаются карточки товаров). Такое количество классов существенно снижало быстродействие системы, поэтому мы воспользовались одной из опций Pimcore — Classification Store. Эта опция позволяет вывести классы из основной загрузки и ссылаться на них только при необходимости, не влияя на быстродействие PIM-системы в целом. Опция Classification Store также позволяет «упаковать» дополнительные характеристики товара и подтягивать их к карточке в зависимости от категории товара.
Возможности интеграции
В коробке Pimcore по умолчанию есть REST API. Сконфигурировать его эндпоинты можно в Pimcore Datahub, чтобы передавать в каждую из систем и каждое из приложений именно тот набор атрибутов, который им требуется.
Стоимость лицензий
Pimcore предлагает на выбор три базовых тарифа.
- Community Edition— бесплатная версия Pimcore с ограниченным количеством установок в рамках одной компании. Не поддерживает часть функций, в том числе Product Experience Portal, Asset Experience Portal, интеграцию с маркетплейсами и программами Adobe и Microsoft, редактор workflow, дополнительные функции выгрузки информации о товарах. Отсутствует поддержка пользователей со стороны Pimcore.
- Enterprise Edition— расширенная версия Pimcore, в которой доступны все возможности платформы. Стоимость — от 1800 € в месяц в зависимости от набора опций. Оплата списывается ежегодно. Ограниченное количество установок внутри компании (но не количество пользователей), доступна техподдержка.
- Unlimited Subscription— максимальная версия Pimcore без ограничений по функциональности и количеству установок в рамках одной организации. Стоимость — от 7200 € в месяц.
Каким компаниям подойдёт Pimcore
Pimcore не накладывает никаких особых ограничений в части размера и профиля компании, которая может использовать систему, особенно если учесть почти бесконечные возможности доработки системы.
Так, бесплатная Community Edition может подойти небольшому бизнесу и крупным компаниям с относительно простыми процессами управления товаром. Платные (и обладающие бо́льшим набором функций) версии лучше отвечают запросам крупных компаний со сложными процессами — в них можно строить многоступенчатые workflow работы с информацией о товарах, которые учитывают вовлечённость нескольких подразделений и десятки ролей.
Какие вопросы задать, чтобы не ошибиться с выбором PIM-системы
Выбор PIM-системы зависит от существующих в вашей компании процессов работы с информацией о товарах.
Прежде чем определиться с вендором, проанализируйте следующие нюансы.
- Какие функции вам нужны внутри PIM, а какие можно оставить на других системах (или вынести в них)? Этот вопрос можно разобрать вместе с подрядчиком, например в рамках предпроектного обследования.
- Достаточно ли вам функций из коробки? Нужны ли будут доработки? Учитывайте процессы, которые уже есть в компании.
- С какими системами нужно интегрировать PIM? Какую информацию потребуется получать и отдавать?
- На какие дополнительные маркетинговые и аналитические опции у вас есть запрос?
Подробнее о том, какие семь шагов нужно пройти до внедрения PIM-системы, читайте в нашей статье «Почему нельзя просто взять и внедрить PIM-систему→».
Нужна консультация или предпроектное обследование? Напишите нашему менеджеру через форму↓.