Автоматизация транспортной логистики: как работает сервис для управления операциями

10.4.2024
Автоматизация транспортной логистики: как работает сервис для управления операциями

Содержание

В статье поговорим о том, как автоматизация логистики помогает бизнесу экономить время и деньги. Рассмотрим, какие существуют решения: TMS, OMS, WMS и не только.

5 минут

Логистика — это сложная система, внутри которой ошибки стоят дорого. Отслеживать поставки, управлять запасами, координировать транспортные компании — все это требует ресурсов и времени. Ручная обработка процессов приведет к задержкам и ошибкам, на которых компания потеряет деньги и клиентов.

В статье разберемся, какие логистические процессы можно автоматизировать, какие технологии для этого использовать и как это повлияет на эффективность бизнеса.

Проблемы, которые возникают при организации логистики

Представим, что есть компания, которая поставляет свежие продукты в кафе и рестораны. Из-за короткого срока годности клиенты ждут быстрой доставки. Но логистика строится вручную, что приводит к проблемам:

  • заказы обрабатываются долго: менеджеры принимают их через мессенджеры, соцсети и звонки, а затем вносят в Excel-таблицы;
  • расходы на топливо растут: водители получают список адресов и сами планируют маршруты, но не всегда выбирают оптимальные варианты с учетом погоды и дорожной ситуации;
Водители, когда нужно самостоятельно продумать оптимальный маршрут

  • цепочки поставок отслеживаются вручную: клиент вынужден дозваниваться в компанию, чтобы узнать, где заказ, а менеджер не может дать прямой ответ — сначала нужно связаться с водителем;
  • документооборот ведется неэффективно: менеджеры печатают и подписывают накладные вручную, а затем передают водителям, что замедляет процесс логистики и не исключает ошибки;
  • клиенты уходят к конкурентам: кафе и рестораны недовольны задержками в поставках и выбирают более надежные варианты.

Статистика показывает, что эти проблемы касаются всей области логистики. По данным McKinsey, три главные «болевые точки» в сфере перевозок — это управление затратами, оптимизация маршрутов и повышение производительности.

Результаты исследования McKinsey: «болевые точки» в сфере перевозок и складского учета. Примечание: 0 — вообще не влияет на бизнес-процессы, 10 — имеет критическое влияние

Автоматизация логистики: что это такое и какие процессы включает

Автоматизация логистики — это внедрение цифровых технологий, которые управляют всеми этапами перевозки товаров. Такие сервисы могут:

  • Планировать маршруты — система сама выберет оптимальные пути доставки товаров с учетом загруженности дорог и стоимости топлива. Пример: компания UPS ввела в практику систему маршрутизации ORION и сократила количество километров, которые проходят курьеры, на 100 млн.
  • Отслеживать грузы — клиенты в реальном времени увидят, где находится товар и сколько осталось до прибытия. Пример: компания Maersk использует систему Captain Peter, которая позволяет отслеживать более 400 000 контейнеров на всех этапах доставки и быстро устранять проблемы.
  • Вести складской учет — программа посчитает остатки товаров и поможет вовремя пополнить запасы. Пример: Amazon использует роботов Kiva, которые в 2–3 раза сокращают время на упаковку заказа.
  • Контролировать документооборот — сервис создаст и отправит счета или накладные автоматически, а также исключит риск подделки данных. Пример: блокчейн-платформа от Maersk и IBM сокращает время обработки документов в 10 раз, а время доставки груза — на 40%.

По данным отчета Polaris, мировой рынок автоматизации логистики в 2023 году оценивался в 38,76 млрд долларов, и цифра продолжит расти. Это значит, что спрос на доставку товаров и объем перевозок и складских операций будут увеличиваться, а с ними — потребность в оптимизации процессов.

Как будет развиваться рынок автоматизации логистики до 2032 года, по данным Polaris

Кому нужна автоматизация транспортной логистики

Программы автоматизации будут полезны всем, кто работает с логистическими процессами. Рассмотрим на примерах:

  • производители — оптимизируют цепочки поставок и смогут контролировать запасы на складах;
  • интернет-магазины и маркетплейсы — наладят транспортные маршруты, сократят время доставки и повысят удовлетворенность клиентов;
  • дистрибьюторы — начнут централизованно отслеживать заказы, снизят затраты на топливо и хранение излишков;
  • транспортные компании — смогут более эффективно управлять автопарком через контроль местоположения автомобилей, анализ маршрутов и экономию на топливе.

Как работает автоматизация логистических процессов

Существуют программы для транспортных компаний и других участников рынка, которые помогают управлять всеми процессами логистики: маршрутами, складами, документооборотом. Изначально это были традиционные IT-решения на основе алгоритмов, однако внедрение ИИ значительно расширило их возможности.

Разберем основные функции и принципы работы транспортных программ.

Программа Что автоматизирует Как работает
TMS (Transportation Management System) Задачи по перевозке товаров
  • Анализирует дорожную обстановку и предлагает оптимальные маршруты
  • Отслеживает местоположение транспорта через GPS-маячки
  • Контролирует затраты на топливо и простои
  • Автоматически распределяет грузы на перевозчиков
OMS (Order Management System) Бизнес-процессы, которые связаны с заказами
  • Обрабатывает входящие заказы
  • Распределяет заказы между складами
  • Показывает клиентам статус заказа
  • Передает информацию в TMS, чтобы спланировать доставку
WMS (Warehouse Management System) Складские операции
  • Управляет перемещением товара по складу
  • Оптимизирует размещение товаров
  • Составляет маршруты для сотрудников
  • Контролирует остатки товаров
CRM (Customer Relationship Management) Взаимодействие с клиентами
  • Фиксирует историю заказов и предпочтения клиентов
  • Автоматически уведомляет о статусе и сроках доставки
  • Собирает статистику по обороту, прибыли и эффективности
ERP (Enterprise Resource Planning) Управление ресурсами компании
  • Интегрирует данные от всех систем
  • Автоматически проводит аналитику
  • Создает отчеты по работе компании
Блокчейн-платформы Цепочки поставок
  • Записывает данные о грузе в защищённый реестр
  • Формирует документы (счета, накладные)
  • Защищает документы от подделки

Кейс KT.Team: сервис по подбору транспортных компаний для маркетплейса
В чем была проблема: менеджеры подбирали транспортные решения вручную с учетом множества факторов — графиков отгрузки, работы склада и водителей, выходных дней и прочего. В результате стоимость доставки одного заказа составляла 20% от его стоимости.
Что хотелось сделать: создать сервис, который будет автоматически выбирать оптимальную транспортную компанию под конкретный заказ на основе тарифов, SLA и других показателей.
Что сделали KT.Team: создали отдельный сервис для логистов, который напрямую общается с транспортными компаниями и передает в маркетплейс только конечное решение, кто будет доставлять заказ и какие ПВЗ доступны.
Схема работы сервиса транспортных компаний
Итог: клиент избавился от ручной настройки логистики и получил отдельный сервис, который сам анализирует условия доставки и передает уже готовое решение по конкретному заказу.

Сколько стоит автоматизация логистики

На стоимость автоматизации влияют несколько факторов:

  • размер компании — малый бизнес может использовать облачные решения, а крупным предприятиям нужны мощные корпоративные системы;
  • объем логистических операций — чем больше заказов, маршрутов и складов, тем сложнее сервис и дороже внедрение;
  • количество пользователей — тариф зависит от числа сотрудников, которые будут использовать систему;
  • функционал — если нужно объединить сервис, например с CRM- или ERP-системами, стоимость возрастет.

Кроме особенностей бизнеса и системы, любое внедрение транспортной программы потребует дополнительных расходов — например, на лицензию, обучение сотрудников, закупку оборудования и работу технической поддержки.

Обращайтесь за консультацией в KT.Team: подберем решение для автоматизации ваших логистических процессов, рассчитаем стоимость и сориентируем по срокам внедрения.

Итоги: как автоматизация управления логистикой помогает бизнесу

Подведем итог, почему стоит отказаться от ручных логистических процессов. Автоматизация логистики:

  • экономит время сотрудников: не нужно вручную обрабатывать заказы, прокладывать маршруты и контролировать складские операции;
  • снижает затраты бизнеса: система планирует передвижение водителей и курьеров в соответствии с погодой и актуальной дорожной ситуацией, что сокращает километраж и экономит топливо;
  • минимизирует ошибки в документообороте: счета, накладные и таможенные документы формируются автоматически;
  • ускоряет обработку заказов: OMS автоматически обрабатывает входящие заказы, распределяет их по складам и передает в доставку;
  • позволяет контролировать все этапы логистики: GPS-мониторинг отслеживает местоположение груза и помогает прогнозировать время прибытия к клиенту.

Представления информации для разных каналов продаж собраны в одной карточке в PIM-системе | KT.Team
Оглавление
Другие статьи

Смотреть все

Почему технари против шин данных: middleware, ESB, брокеров сообщений?

10/2/2022

Подробнее

Почему нельзя просто взять и внедрить PIM-систему?

4/8/2023

Подробнее

3 признака того, что вам пора задуматься о внедрении портала поставщиков

2/7/2024

Подробнее

Смотреть все

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить наилучшие возможности сайта

Ок